Учеба  ->  Науки  | Автор: Торгонский Анатолий Иванович | Добавлено: 2015-03-13

Технология изготовления радиоуправляемых автомоделей класса РЦБ

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают повсюду в виде десятков окружающих вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин.

Для постройки автомоделей, участвующих в соревнованиях, нужно учитывать в первую очередь, какую модель Вы будете строить, т.е. класс модели. На соревнованиях по радиоуправляемым автомоделям присутствуют несколько классов. Есть классы, которые проводятся на открытой территории или в помещении (спортзал). Такие классы как РЦБ, РЦЕ, Д1М с электродвигателем можно проводить в закрытых помещениях. Мы рассмотрим один из них - это РЦБ. Этот класс от других моделей отличается немногим. У класса РЦБ также имеется задний привод, как и у класса РЦЕ, за исключением одного - модель полностью самодельная. Это одно из условий соревнований. Только модель класса ДТМ имеет полный привод, иначе говоря - 4WD.

Модель РЦБ дает возможность обучающемуся реализовать себя в постройке данного класса, узнать подробнее все, что связано с радиоуправляемыми моделями.

Итак, приступая к изготовлению, выбираем класс модели и разрабатываем чертежи. Выбранный нами класс РЦБ участвует в фигурном катании. Остальные классы, такие как РЦЕ-10, РЦЕ-12, ДТМ преимущественно участвуют в групповых гонках. При составлении чертежей нужно учитывать буквально все, от площадки до кузова модели. Чертежи составляются в 3 проекциях.

Изготовляя модель, начинаем с площадки. Для изготовления площадки выбираем легкий и в то же время жесткий материал. Для этой цели подходит дюральатоминий, тексталит или гетинакс. На площадке проводится разметка с помощью металлической линейки и чертилки, под переднюю и заднюю оси, а также места выреза для колес и шестеренки - дифференциала. Проделав данную операцию, мы даем возможность детям пройти небольшой курс черчения. Следующим шагом постройки модели является установка задней оси и шестеренки - дифференциала. Для установки и крепления оси лучше всего подойдут выточенные на токарном станке стаканчики, в которые устанавливаются подшипники. Следующим этапом изготовления модели является установка двигателя, главным из которых является подбор шестеренки на вал двигателя и крепление его параллельно оси. Дальнейшей операцией является изготовление поворотного механизма. Поворотный механизм лучше всего изготовить или из пластмассы или дюральалюминия. Для поворота можно установить втулки или подшипники. Втулки вытачиваются из латуни и устанавливаются в пластины, в которых высверлены отверстия и пройдены разверткой. Втулки можно приклеить на эпоксидный клей. В отверстия втулок вставляется стержни, подобранные под эти отверстия, не создающие люфт. На стержни устанавливаются с помощью болтов или пайки крепление для рулевых тяг. На этих креплениях высверливаются отверстия диаметром 1,8 мм и крепятся так называемые «кабанчики». Если нет «кабанчиков» заводского изготовления, их можно сделать самостоятельно. Для этого понадобится сталистая проволока диаметром 1,5 мм.

Следующим этапом изготовления модели является установка поворотного механизма. Механизм крепится к площадке при помощи болтов и гаек. Болты желательно иметь с потайной шляпкой.

Итак, мы установили одни из главных механизмов радиоуправляемой автомодели, которыми являются задняя ось шестерни-дифференциала, поворотный механизм и двигатели. Теперь можно ставить площадку непосредственно на колеса. При отсутствии колес заводского типа можно изготовить их самим. Для этого понадобится, например, микропорка, а под диски колес лучше применить дюральатоминий, за исключением этого материала для изготовления дисков подойдет такой материал как винипласт. Диски вытачиваются на токарном станке под нужный диаметр. В отверстия дисков устанавливается латунная втулка или, если есть возможность, подшипник. Обычно на радиоуправляемых моделях задние колеса больше диаметром, чем передние, но незначительно. Микропорку можно вырезать на сверлильном станке при помощи специальных стальных, заточенных цилиндров. Данный материал обрабатывается на токарном станке, на заранее подготовленной оправке. Для обработки применяют наждачную бумагу и мелкозернистый напильник. Как только готовы диски и резина, их устанавливают на втулки поворотного механизма и заднюю ось при помощи болтов или гаек, добиваясь тем самым наименьшего люфта и плавного легкого хода колес. Микропорку приклеивают к диску при помощи клея «Момент».

Все трущиеся детали обязательно нужно смазать технической смазкой, если же применяли пайку при помощи паяльной кислоты, то детали тщательно промываются водой, после чего сушатся с помощью фена или другими источниками тепла, затем применяется смазка. После того как установлены колеса и двигатель, переходим к изготовлению крепежей для рулевой машинки. Крепежи для рулевой машинки можно изготовить из любого легкого прочного материала. Для этих целей подходит такой материал как пластмасса, дюральалюминий и т.д.

Крепление производится при помощи шурупов или болтов к площадке модели. Затем устанавливаем рулевую машинку. Она должна стоять строго 90 градусов по отношению к передним осям. Следующей операцией будет установка рулевых тяг. Рулевые тяги изготавливаются из сталистой проволоки толщиной 2 мм. По краям нарезается резьба определенной длины. После того как готовы тяги, можно приступить к установке рулевой машинки. Крепление рулевой машинки проводится с помощью болтов или шурупов к заранее изготовленным креплениям. На рулевой машинке установлен поворотный крест, к нему крепится шарик поворотного механизма. Он изготовлен из пластмассы, внутри которого установлен шарик со сквозным отверстием диаметром 2 мм. Этот механизм крепится при помощи болта и гайки. Сам шарик желательно смазать технической смазкой для того, чтобы работа этого механизма была легкой. Если происходит заедание, то нужно шарик снять с пластмассовой оправки и обработать мелкой наждачной бумагой. При плавной мягкой работе механизма нагрузки на рулевую машинку снижаются, что дает ей возможность долгосрочной работы. Следующим этапом является установка рулевых тяг. Заранее приготовленные тяги вкручиваются в шарико-поворотныe механизмы со стороны рулевой машинки, и со стороны колес. Шарико-поворотныe механизмы со стороны колес крепятся к поворотному механизму, который установлен на стержни. Он изготовлен из стальной пластины толщиной 1,5 мм. Его можно закрепить при помощи пайки или других подручных средств. После того как шарико-поворотныe механизмы установлены на поворотных механизмах колес, рулевую машинку триммеруют при помощи передатчика, т.е. устанавливают передние колеса и нормальное ровное положение.

Итак, один из главных этапов изготовления модели практически осуществлен. Теперь переходим к другому этапу - это установка радиоэлектроники, бортов питания. Сюда входит:

  • электронный регулятор хода или механический;
  • рулевая машинка (если установлен механический регулятор хода);
  • приемник с выносной антенной;
  • кнопка включения и выключения модели;
  • борт питания (NiCd - никель-кадмиевые аккумуляторы).
  • Прежде, чем приступить к установке электроники, давайте с ней познакомимся. Это позволит ребенку при сборке данной модели лучше узнать аппаратуру управления, что может развить его интерес не только к моделизму, но и к миру электроники. В дальнейшем это может повлиять на выбор профессии.

    Аппаратура управления

    Когда Вы изготовили радиоуправляемую модель, Вам обязательно нужна аппаратура управления, иначе Вы не сможете управлять автомоделью. В состав такого комплекта аппаратуры входит:

    • передатчик;
    • приемник;
    • исполнительный механизм (серво, еще их называют рулевыми машинками);
    • пара кварцевых резонаторов;
    • аккумуляторы для приемника и передатчика.

    Для управления автомоделями используют, в основном, двухканальные системы управления, где один канал отвечает за направление влево, прямо, вправо, а другой за движение вперед, стоп, назад. На «навороченных» моделях, где используются системы световой и звуковой сигнализации (например, на моделях грузовиков), применяется аппаратура с большим числом каналов.

    В отличие от обычных игрушек, управление в радиоуправляемых моделях реализовано по пропорциональной схеме, т.е. угол поворота ручки управления строго соответствует углу поворота колес или степени изменения оборотов двигателя, причем эти процессы происходят плавно, без рывков, так как исполнительным механизмом служит сервомотор с редуктором.

    Комментарии


    Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)