Бизнес  ->  Финансы  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-10-22

Cоциально-экономическое развитие

Изучение социально-экономического состояния района предполагает изучение вопросов региональной политики, изучение объективных предпосылок экономического развития (географическое положение, природно-ресурсный, демографический, производственный потенциал, производственную структуру, социальную сферу и условия жизни, систему расселения и размещения хозяйства и. т. д.)

Выявление основных социально-экономических особенностей развития необходимо, во-первых, для понимания существа наблюдаемых процессов и роли влияющих на них факторов; во-вторых, для выявления важных особенностей развития района, проблемных критических ситуаций в развитии; в третьих, для оценки возможных последствий происходящих процессов; в четвертых, для выработки мер воздействия на эти процессы в нужных направлениях посредством различных средств государственного регулирования.

Территория района в теории региональной экономики отнесена к проблемным регионам . Конструктивный смысл понятия «проблемный регион» заключается в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой потенциал и поэтому требует активной поддержки государства.

Социально-экономическое положение района оценивается на основании показателей: достигнутого общего уровня экономического развития – валового регионального продукта (ВРП) в расчете на душу населения; динамики важнейших отраслей экономики; финансового потенциала; уровня жизни населения; состояния на рынке труда.

Важнейший обобщающий показатель – валовой региональный продукт. Он выражает исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта, созданного в течении года внутри региона . Динамика ВРП показывает, что темпы роста валового продукта в расчете на душу населения последовательно возрастают.

Уровень экономического развития - понятие многоаспектное, а также долговременное и стратегическое, характеризуется не только эффективностью текущей хозяйственной деятельности, в результате которой создается валовой продукт, но и объемом накопленного за предыдущие годы экономического потенциала: основными фондами, научно-техническим потенциалом, достигнутой степенью диверсификации экономики и .т. д.

Экономический потенциал, накопленный за предыдущие годы, характеризуется тремя важнейшими показателями: уровнем обеспеченности основными фондами на душу населения (основные фонды – средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, выполняя различные функции) и износом фондов ( износ основных фондов в районе составляет 80%); образовательным уровнем населения, занятого в экономике; степенью диверсификации промышленности (расширения сферы экономической деятельности предприятия, отрасли в целях увеличения номенклатуры продукции и повышения доли новой продукции в общем объеме производства).

Анализ динамики развития промышленности. Народное хозяйство района можно разделить на три сектора. Первичный сектор – горнодобывающая промышленность, рыболовство, лесное и сельское хозяйство; вторичный сектор – обрабатывающая промышленность и строительство; третичный сектор – сфера обслуживания, транспорт, связь, финансы, торговля, здравоохранение, образование.

Такой подход позволяет максимально комплексно оценить уровень развития производственных сил, взаимосвязь секторов и отраслей производства и непроизводственной сферы, определить их место в динамике развития района.

Для более детального исследования экономику района мы разделили на промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговлю, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную сферу и прочее.

В структуре промышленности района почти 90% приходится на горно- добывающую отрасль (в структуре промышленности Севера 80% приходится на сырьевые отрасли ) и она имеет определяющее значение в развитии экономики, так как обеспечивает основную долю налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и формирует до 20% ВРП.

Горнодобывающая отрасль (золотодобыча) является основой хозяйственной деятельности и ей подчинены все другие организации осуществляющие различные функции обслуживания. Наивысший показатель золотодобычи приходится на 1994 год , когда производилось авансирование добычи золота аффинажными заводами. Экономический кризис в стране сыграл негативную роль в развитии горнодобывающей отрасли, что в целом сказалось на всех подчиненных ей структурах народнохозяйственного комплекса и уровне жизни населения. До 1998 года объем добычи металла падает, далее кривая медленно ползет вверх, предприятия вынуждены тянуть долги за прошлые годы по «золотым» кредитам. В настоящее время на добыче золота занято 1900 человек (60%- баунтовцы), 12 золотодобывающих предприятий (118 лицензий на недропользование), столько же зарегистрировано небольших механизированных артелей. Добыча золота за весь промывочный сезон составила 1030кг. (79% от квоты на 2005 год). В динамике Республики Бурятия добыча россыпного золота составила 44% .

В районе начались поисково-оценочные работы по федеральной программе за счет госбюджета Российской Федерации. Это поиск россыпей тектонических уступов и поисково-оценочные работы на золото в аллювиальных отложениях «желтые разрезы». Программа среднесрочная. Финансирование данных проектов неперспективное, так как многие геологи района считают, что более целесообразно проведение поисково-разведочных работ в традиционных россыпях. Запасы «желтых разрезов» достаточно велики, необходимо проводить опытно-экспериментальные работы по выявлению технологий извлечения тонкого золота.

Перспективное направление по увеличению запасов золота –разработка месторождения рудного золота «Рудная горка». Первые разведочные работы здесь велись 40 лет назад. В настоящее время на участке ведутся подготовительные работы для опытно-промышленной отработки утвержденных запасов. Основная часть геологоразведочных работ ведется на средства недропользователей. Закон «О недрах» лишил местные механизированные артели возможности получить лицензию на добычу на небольших по размеру месторождениях. Федеральная собственность распределяется только на аукционах. В настоящее время лишь две местные организации «Витимгеопром» и «Север» ведут промышленную добычу золота. Множество мелких, а также крупных многопрофильных предприятий признаны банкротами. В районе завершился эксперимент по промышленной добыче урана на Хиагдинском месторождении. И по итогам эксперимента Минатом России принял решение о начале промышленной разработке месторождения. Начало промышленных работ на месторождении станет одним из самых крупных проектов в использовании минерально-сырьевого комплекса не только района, но и Бурятии за последние десятилетия. Ведь речь идет о строительстве рудника с объемом добычи 1,5 тысяча тонн урана в год, при себестоимости одного килограмма обогащенной руды в два раза ниже, чем в Краснокаменске .

Минерально-сырьевая база района достаточно велика, но в силу обстоятельств характерных для зоны Севера, не используется. .

Резкое сворачивание государственной поддержки селам, увеличение цен на промышленную продукцию наиболее сильно отразилось на экономике северных хозяйств. По всем сельскохозяйственным показателям в районе отмечается отрицательная динамика . Для большинства жителей района личное подворье является источником удовлетворения потребностей в продуктах питания, поэтому основное поголовье содержится в личных подсобных хозяйствах. На душу населения показатель по поголовью составляет 0,43 условных головы.

Оценка уровня жизни населения проводится по различным показателям, наиважнейшими являются: численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня; динамики и уровня розничного товарооборота, рассчитываемые на душу населения и относительно среднедушевого в регионе, в стране; численность зарегистрированных безработных. Население района неумолимо уменьшается за счет миграционного оттока (2,1%), естественной убыли (1,5%). Население района уменьшилось за период с 1992 по 2004гг – на 2674 человека . В 2000-2004гг смертность превысила рождаемость .

По всем показателям жизненный уровень населения района значительно, а в отдельных случаях в несколько раз ниже, чем среднем по стране. Этот разрыв растет, усиливая отток населения в другие регионы страны. .

В целом для района характерно низкий уровень заработной платы, она значительно ниже средней заработной платы в стране, а в отдельных отраслях ниже даже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. Усугубляет положение безработица, в 2004 году она составила 22,5% трудоспособного населения. В этих условиях формируется устойчивая отрицательная установка на труд молодых людей, нередко вовлечение их в криминальную среду. На фоне безработицы имеет место теневая занятость.

Оценка финансового потенциала производится двумя показателями: размером собственных финансовых ресурсов, которые рассчитываются как сумма четырех составляющих ( всех налоговых поступлений за вычетом уходящих в региональный и федеральный бюджеты; средств предприятий, включающих чистую прибыль и амортизационные отчисления; средств внебюджетных фондов; средств населения); размером финансового потенциала, олицетворяющего все создаваемые на территории района финансовые ресурсы.

По уровню финансовой обеспеченности район является дотационным . Выравнивающая функция трансферта обеспечивает определенный уровень социального обслуживания, но не воздействует на причины бюджетной недостаточности, не мобилизует органы управления увеличивать собственные бюджетные доходы, не стимулирует экономический рост. Функционирование и развитие финансов муниципального образования осуществляется в соответствии с региональной политикой, в то же время сокращение вдвое дотационной доходной части в 2005 году говорит о недостаточно развитом механизме бюджетного регулирования.

Для нормального жизнеобеспечения населения социально-экономическое развитие района требует социальной трансформации общества.

Повышение качества управления социально-экономическим развитием экономики муниципального образования объективно вызывает потребность поиска и осуществления наилучших и оптимальных решений для обеспечения сбалансированного и эффективного функционирования народного хозяйства. Необходимо проанализировать возможность функционирования различных моделей экономики, разработать механизм реализации конкретной социально-экономической концепции, определить пути совершенствования всего воспроизводства с целью создания нормальных условий жизнеобеспечения населения.

Концепция устойчивого социально-экономического развития района - это система представлений о целях и приоритетах политики муниципального образования в долгосрочной перспективе. Ее осуществление призвано обеспечить экономическую независимость района, условия для динамичного саморазвития, максимальное использование потенциала края, в интересах проживающего в нем населения.

Основными негативными моментами экономики и жизни в районе являются: неблагоприятный климат; распространение вечной мерзлоты; большая удаленность от промышленных и культурных центров; высокие транспортные издержки; удорожание производства и строительства; высокая стоимость жизни; превалирование сырьевых отраслей над другими. Все вышеперечисленные факторы переводят район в разряд проблемных, когда район не в состоянии поддержать саморазвитие на основе только собственных ресурсов. Проблемная территория – это категория государственной региональной политики.

Одна из целей региональной политики – сглаживание межрегиональных различий. Государственная экономическая политика должна носить селективный характер, т.е. связана с выработкой комплекса мер по отношению к территории. Эффективной формой государственной поддержки должны стать федеральные целевые программы по поддержке базовых предприятий, имеющих реальные возможности самостоятельного развития на основе самофинансирования.

Для предприятий других отраслей требуются значительно более активные меры государственной поддержки. На наш взгляд необходимо пересмотреть действующую ныне низкоэффективную систему государственной поддержки экономического и социального развития.

Причины низкой эффективности действующей системы государственной поддержки экономического и социального развития района имеет институциональный нормативно-правовой и конъюнктурный характер. Она (система) неадекватно учитывает темпы и направления институциональных преобразований в базовых отраслях северной экономики, слабо взаимосвязана с законодательством о недропользовании. Отсутствует взаимосвязанная система законов прямого действия, четкие приоритеты на текущий период и среднесрочную перспективу. К конъюнктурным факторам относятся сужающиеся финансовые возможности государства для реализации принятых на себя обязательств.

Подъем экономики района требует значительных внешних инвестиций, необходимых для восстановления традиционных отсталых отраслей деятельности, улучшения транспортной доступности, развития курортно- рекреационных зон, собственной энергетики, производства сельскохозяйственной продукции.

Необходимо стремиться к самодостаточности, при которой территориальная система была бы жизнеспособна, т.е. в состоянии генерировать результаты, обеспечивающие превышение их над затратами и позволяющие улучшать ситуацию в будущем. Устойчивое развитие района характеризуется его способностью удовлетворять общественные потребности, организовывать надежное воспроизводство, создавать условия, гарантирующие достойную жизнедеятельность не только живущим, но и будущим поколениям

Моноспециализация района на добыче золота наряду с необходимостью продления сроков разработки месторождений, в том числе и за счет геологоразведки, требует принятие мер уже в настоящее время по диверсификации производств и переспециализации на другие отрасли хозяйствования. Преодоление бесперспективной стагнации занятости по признаку приоритетов структуре экономики сырьевых отраслей. Эта диспропорция должна быть эволюционно преодолена. Самодостаточность развития района возможна при эксплуатации высокоэффективных и уникальных природных ресурсов, поэтому стабилизация устойчивого развития может быть обеспечена за счет увеличения объемов добычи золота. Перспективы ее развития целиком и полностью зависят от состояния минерально-сырьевой базы, т.е. от обеспеченности геологическими запасами.

Минерально-сырьевая база может быть обеспечена в результате: восстановления действенной геологоразведочной службы; выявления новых промышленных объектов россыпного золота; разработки и внедрения технологии по извлечению тонкого золота в нетрадиционных россыпях «желтые разрезы», запасы которых оцениваются более 100 тонн; разработки техногенных россыпей; промышленной разработки месторождения рудного золота «Рудная горка», «Горное».

Стабилизация устойчивого развития может быть обеспечена путем вовлечения в экономику минерально-сырьевых ресурсов района: металлических полезных ископаемых (алюминия, молибдена, бериллия, железа, марганца) месторождение которых в районе представляют промышленные объекты или имеют высокие перспективы; строительных материалов (базальты, известняки, глины, суглинки и т.п.); разработки месторождений угля. Уголь – это не просто деньги. «Черное золото» позволяет снижать энергозависимость; дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса на базе азотного термального источника «Баунтовский», освоения других природных источников; перехода на стадию промышленной разработки Хиагдинского уранового месторождения; остановки нелегальной экономической деятельности, являющийся незаконной по добыче и сбыту нефрита, золота.

Оценка ресурсного потенциала и принятие решений о хозяйственном освоении тех или иных видов полезных ископаемых осуществляется в тесной связи с анализом уровня и динамики необходимых затрат на добычу, переработку и доставку ресурсов до потребителей. Если издержки минимальные, это свидетельствует о хороших предпосылках организации или же дальнейшем развитии в районе.

При изучении перспектив использования ресурсов района необходимо иметь в виду изменения в потреблении их как в стране, и даже в мировой экономике. В случае неэффективности разработки месторождения полезного ископаемого необходимо разработать стратегию социально-экономического развития. Использование такого метода, как прямое государственное воздействие. Прямое государственное воздействие заключается в улучшении качества самой территории- посредством строительства за счет федерального центра или совместно с органами региональной власти крупных объектов инфраструктуры –дорог, мостов, в частности, через реку Витим, линий электропередач и т.д.

Особо следует обратить внимание на необходимость устойчивого повышения уровня жизни населения посредством дальнейшего оживления в экономике, создания условий для инвестиционной активности, развития малого предпринимательства.

Концепция устойчивого социально-экономического развития должна опираться на политику управляемого роста экономики и социальной сферы. Ее осуществление должно обеспечить условия для динамичного его саморазвития, максимальное использование потенциала края в интересах проживающего в нем населения.

При разработке модели устойчивого развития необходимо учесть следующее: Баунтовский эвенкийский район обладает достаточно большим еще не востребованным в полной мере природным потенциалом; природные ресурсы - основа устойчивого развития; специфика природных условий района требует бережного отношения, взвешенного и дифференцированного подхода к установлению нагрузок на среду обитания, особенно в ареолах ведения хозяйства и жизнедеятельности людей; модель устойчивого развития формируется как интегральная, в процессе обоснования и реализации программ развития сел, поселков района; район - органическая часть территории страны, его необходимо рассматривать как особый, северный тип проблемных территорий.

Критерии устойчивого развития района: оптимизация численности населения, его половозрастной и профессионально-квалификационный состав, повышение уровня и качества жизни основной части населения с ориентацией на нормативы, достигнутые в наиболее развитых районах российского Севера и в северных странах мира; достижение эффективности экономической деятельности и установление перераспределенных отношений, позволяющих реализовать формулу «самодостаточность-саморазвитие-плюс».

В настоящее время в районе реализуется программа социально-экономического развития, где основной упор делается на сохранение тенденций роста объема производства в золотодобывающей отрасли, которая на наш взгляд, не играет существенной роли в развитии самодостаточности района, т.к. текущие показатели оживления экономики еще не говорят о глубинных процессах и тенденциях экономического роста. Такая позиция управления явно свидетельствует о замедленной адаптации органов местной власти к экономическим и управленческим новациям.

Главными направлениями усиливающие позиции района должны быть следующие: государственная поддержка в большой степени должна направляться на стимулирование экономического развития района и в относительно меньшей степени – на удовлетворение бюджетных потребностей; прямое, адресное государственное регулирование развития района в виде инвестиций, дотаций, субвенций на конкретные объекты экономики и социальной сферы; более широкое использование дифференцированных макроэкономических регуляторов (льготного кредитования, налогового обложения и т.п.).

Предложенная концепция устойчивого развития района на основе вышесказанного должна: удовлетворить общественные потребности, организовать надежное воспроизводство, создать условия, гарантирующие достойную жизнедеятельность не только живущим, но и будущим поколением.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)