Культура  ->  Литература  | Автор: Еремеева Елена | Добавлено: 2015-03-10

Биография В. Распутина

«Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы».

«Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин».

В рассказах этого писателя появляются герои со своим загадочным, хотя и простым с виду внутренним миром – герои, которые «собеседуют» с читателем, не оставляя его равнодушным к своей судьбе, мечтам, жизни. «По очень точному наблюдению В. Крупина, в произведениях «новый уровень общения людей – здесь душа с душою говорит». Душа героев распахнута навстречу миру, природе, и открытия её – это открытия начал, а не итогов и выводов».

И я думаю, что, изучив творчество В. Распутина, можно с непониманием отнестись к словам Н. Котенко: «…Упрощенность и построенность, придуманность коллизий соседствуют с мелодраматизмом и наивным философствованием…Вместо анализа внутреннего мира человека – поверхностная аффектация, вместо чувств – их названия», «…ни о каком психологизме, пристальном внимании к человеку в его повседневности… в названиях рассказов… нет и речи». Конечно, критиковать, мы не имеем права, но согласиться с этим очень трудно.

Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Отец – Распутин Григорий Никитич. Мать – Распутина Нина Ивановна.

В марте в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка.

В большой автобиографическом очерке одной поездки «Вниз и вверх по течению», опубликованном в 1972 году, Распутин опишет своё детство, большое внимание уделяя именно природе, общению с односельчанами – тому, что считает определяющим при формировании души ребёнка и его характера. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, оживёт и заговорит в книгах, проростет в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался – в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом, где главный герой отразит в себе все, что было у автора в те годы.

Летом 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. Первые публикации материалов Валентина Распутина в газетах не случайно совпали с годами учебы в университете, хотя само по себе занятие журналистикой, перешедшее затем в самостоятельное литературное творчество, сам писатель не считал предопределённым. Когда однажды он оказался без денег, ему предложили поработать, не порывая с учебой, в газете «Советская молодёжь». Тридцатого марта 1957 года на её страницах появился первый материал Распутина. Журналистика увлекла его.

В альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» о тафаларах – маленьком народе, живущем в Саянах. В том же году в Красноярске выходит и книга очерк «Костровые новых городов». Сотрудничал в газете «Красноярский комсомолец», писал статьи о строительстве железной дороги Абакан – Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС. Первый рассказ, написанный Валентином Распутиным, назывался «Я забыл спросить у Лешки...». Он был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара».

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения.

Повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков – Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета.

В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Так берет за душу эта суровая правда жизни.

Весной 1967 года Распутин получил членский билет Союза писателей СССР. Одно из замечательных произведений Валентина Распутина «Василий и Василиса». Рассказ этот впервые появился в еженедельнике «Литературная Россия». С этого рассказа начинается новый период в творчестве Валентина Распутина. Он стал самостоятельным писателем, прозаиком – со своим стилем, своим взглядом на мир. Летом  того же года появляется повесть «Деньги для Марии». Она была опубликована в альманахе «Ангара», через месяц в журнале «Сибирские огни», а в следующем году вышла отдельной книгой в столичном издательстве «Молодая гвардия». Затем, когда появятся «Последний срок», «Живи и пони», «Прощание с Матёрой», «Пожар», первая повесть словно бы растворится в свете славы «младших сестёр» и в спорах, возникших вокруг них.

Повесть «Последний срок», над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале «Наш современник». Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности – в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, - но и сообщала  новый мощный импульс развитию современной литературы. Пьесу «Последний срок» поставили во МХАТе и Болгарии.

Повесть «Живи и помни» впервые была опубликована в журнале «Наш современник» (В 1977 году Валентин Распутин удостоен за неё Государственной премии СССР). Спустя ровно два года, наряду с поистине триумфальным шествием   повести «Живи и помни» стало приобретать широкую известность новое произведение Распутина – повесть «Прощание с Матёрой».

Писателю удается передать накал человеческих страстей.

Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени, стал почетным гражданином Иркутска.

В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета.

Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

«Главным в распутинских произведениях является, как мне думается, законченность.

Вот так: дочитываю его повесть, думаю и убеждаюсь в том, что я узнал о героях все с полна, все, что должен был узнать. Ни капли сомнения, будто бы автор чего-то не сказал о них или сказал не так.

Современный читатель, да и читатель в прошлом тоже, далеко не всегда принимал такую ясность и отчетливость, ему нравится и другое – когда автор оставляет кое-что и на его, читательское усмотрение.

Распутин этого не делает – не оставляет на ваше усмотрение ни чего, все решает сам. Тем самым он и достигает законченности своих произведений. Законченности сюжета, мысли, чувства, одним словом, художественной законченности».

«Происходит слияние полной реалистической достоверности в изображении быта, нравов, языка современной сибирской деревни, родного и до последнего гвоздя известного В. Распутину мира, с постоянной устремленностью к широкому обобщению, с проникновением в глубочайшие потому таинственные первоосновы бытия – вот что неизменно отличает прозу Распутина».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)