Культура  ->  Литература  | Автор: Дорошенко Вероника | Добавлено: 2015-02-07

Любовная лирика Н. А. Некрасова

Когда произносят имя: Николай Алексеевич Некрасов, то на память приходят строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «Я лиру посвятил народу своему», «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать». Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. И мало кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви.

От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на земле. И в этом убеждаешься еще раз, когда читаешь любовную лирику Н. А. Некрасова, особенно «панаевский цикл»: «Страна Любви – великая страна!» Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать и страдать, требует разлук и расстояний. Такой была любовь Н. А. Некрасова и Авдотьи Яковлевны Панаевой.

Роман с Панаевой был настоящей, большой, но тяжелой любовью Некрасова. Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освящен любовью, дружбой, взаимопониманием. Важную роль в развитии их отношений сыграла близость духовных интересов, общее понимание смысла литературы.

Любовь Панаевой, по мнению современников, составила «самые светлые страницы в мрачной жизни поэта». К этой поре относятся стихи, в которых Некрасов назвал ее своей «второй музой».

И все же их общий жизненный путь не назовешь гладким, а отношения идиллическими – наоборот, они знали горечь тяжелых размолвок, противоречий, расставаний, предельно мучительных для обоих. С годами эта мучительность возросла. Причин для этого было много: и трудный характер Некрасова (известно, что на него порой нападала тоска, злость, жажда одиночества), и болезненное состояние, которое вызывала ревность, и трудные обстоятельства в связи с выпуском журнала «Современник», борьба с цензурой.

В иных случаях давала себя знать известная сложность положения Авдотьи Яковлевны: оставаясь формально женой Панаева, она стала гражданской (то есть невенчанной) женой Некрасова. К чести ее надо сказать, что она умно и мужественно преодолевала неловкость этой ситуации, пренебрегая предрассудками и мнением общества. Более того, она собственным примером как бы пыталась разрешить один из больных вопросов того времени о праве женщины на независимость и свободу чувства. Обоим им пришлось перенести огромное горе: оба их сына умерли в младенческом возрасте.

Отношения с Панаевой стали темой многих лирических стихов – они-то и позволяют нам теперь проследить, хотя бы в общих чертах, историю этой любви, занявшей столь важное место в жизни поэта. Других данных почти нет в распоряжении биографа. Правда, как-то уцелели три письма А. Я. Панаевой. Летом 1855 года Некрасов жил в Москве. Здесь и были получены эти письма. Они относятся к той поре. Когда отношения Некрасова и Панаевой стали очень напряженными. Он был тяжело болен, она недавно потеряла второго ребенка. В письмах проглядывают плохо скрытое раздражение, обида, горькая ирония и вместе с тем глубокое чувство.

Bот выдержки из писем. Из первого: «меня очень удивляет постоянная ваша поспешность в письмах. Верно, Вы очень заняты чем-нибудь. Вы пишите, что кашель Ваш беспокоит, но не пишите, какие Вы принимаете меры от него, советовались ли со своим доктором. Ваша болезнь отнимает у меня последнюю энергию. Будьте осторожны, лежите больше, не думайте ни о чем. Если желаете, я приеду к Вам на будущей неделе, или не желаете, то я останусь в Петербурге…. Пишите мне об этом. Я не получила Вашего ответа на мое письмо, где уже говорено было тоже самое… Никого не вижу, никуда не езжу…»

Из второго: «Давно и нетерпеливо ждала я вашего письма. Наконец, получила. Что за тон? Что за странные предположения, будто я пишу о деньгах, которых имею в виду. Бог с Вами! Вы все дурное. Все низкое приписываете мне, как бы вашему первому врагу. Вы верно угадали, что ваше письмо принесет мне много слез и горя. А у меня его так мало, что Вы и не задумались прибавить самой ядовитой горечи…

Прощайте. Желаю одного теперь в жизни – это возврата вашего здоровья, а с ним Вы, верно, забудете все старое. Оно очень Вам надоело, я вижу по всему».

Приписка: «Пожалуйста, не утруждайте себя письмами, напишите только - «я жив»: лучше одно холодное слово, нежели сто, наполненных злобой…»

Интересно для сравнения письмо Н. Г. Чернышевского к Н. А. Некрасову: «Все-таки очень мало юношей, которые сохранили бы такое чистое сердце, какое сохранилось у Вас… Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства, как Вы, - не говорите, что это неправда, - это ясно и из личного знакомства».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)